Фото-экскурсия по городу

0_92800_98ff3749_XL.jpeg

Хорошо помню свой первый визит в Петербург зимой 2004 года. Мы ехали ночным поездом, и на подступах к городу нас разбудил проводник. Я проснулся, посмотрел в окно (а ехал я на боковой полке), и почти сразу увидел Завод - с большой буквы. Десятки труб, длинные старые цеха, сочащиеся из всех щелей пар и копоть. Завод тянулся на километры, и с этого момента Петербург раз и навсегда запомнился мне городом тяжёлой индустрии. Уверен, так знакомство с Северной Пальмирой начиналось у многих.

Уже потом я узнал, что это были Ижорские заводы в городе Колпино - самом крупном (138 тыс. жителей) и самом нетуристическом из петербургских пригородов. Множественное число не случайно - здесь находится целый конгломерат металлургических и машиностроительных заводов, среди продукции которых есть даже ядерные реакторы (без элементов питания). Более того, их история насчитывает три столетия, и оставила немало следов.

Добраться в Колпино из Петербурга даже не просто, а очень просто - сел в электричку на Московском вокзале да поехал - до цели менее получаса. Только надо учитывать, что в Обухово дорога раздваивается, и часть электричек идут в другую сторону. Я сошёл не в самом Колпине, а на платформе Ижорский Завод:

0_92801_a05ec5bc_XL.jpeg

История этих заводов началась в 1710 году, когда Меншиков основал на реке Ижоре лесопилку, работавшую от плотины. Затем рядом одно за другим стали возникать другие производства, и к 1722 году здесь действовал уже целый комплекс металлургических заводов, снабжавших металлоизделиями петербургские верфи. В 1800 году завод прошёл капитальную модернизацию под руководством Карла Гаскойна - приглашенный Екатериной шотландец вообще очень много сделал для русской промышленности: например, основал Луганск (первый завод Восточной Украины) и модернизировал Петрозаводск. Ижорский завод же при нём стал флагманом российского машиностроения - например, здесь впервые в империи было налажено серийное производство паровых машин, в первую очередь судовых двигателей. До 1878 года Колпино принадлежало адмиралтейству, затем стало посадом (аналог ПГТ), и лишь в 1912 году - городом.

0_92802_28a0948f_XL.jpeg

Платформа Ижорский Завод находится у советских цехов главного, машиностроительного завода. Над платформой нависает ТЭЦ, чуть поодаль коптит плавильная печь, стоит грохот и металлическая вонь. При свете дня видно, что завод достаточно ухожен и опрятен, поэтому фотографии не передают того инфернального впечатления, которое он производит ночью.

0_92803_79fc94cd_XL.jpeg

Заводская ТЭС, вид в сторону Петербурга. Две платформы расположены не напротив, а одна за другой:

0_92804_2bc952be_XL.jpeg

По соседству - другие Ижорские заводы, в первую очередь трубопрокатные, ныне принадлежащие "Северстали":

0_92808_4a9d2161_XL.jpeg

На одном из них есть даже "Стан-5000" (с 1985 года), специализирующийся на прокатке больших листов (шириной до 5м, длиной до 18 метров). В России таких пока всего два - здесь и в Магнитогорске, строится третий в Выксе.

0_92809_59e80e08_XL.jpeg

А вот дикий пар по другую сторону железной дороги - уже не Ижорские заводы, а всего-навсего очистные сооружения - вероятно, туда поступает на охлаждение вода.

0_92806_11a2cae2_XL.jpeg

Промзона представляет собой треугольник со сторонами по 3-5 километров, и ближе к Колпину есть и старые цеха:

0_9280b_48e0a76f_XXL.jpeg

И те самые бесчисленные мелкие трубы, видимые с поездов:

0_9280a_5314f195_XL.jpeg

Прибыв на платформу Ижорский Завод, я расчитывал сойти здесь и вдоль завода дойти в город. Не тут-то было - подземный переход, напоминающий Doom II, ведёт прямо на территорию завода, и без пропуска с этой платформы просто некуда выйти. Электрички здесь останавливаются через одну, и в общем мне пришлось ждать минут 40.

0_92807_6d53763_XL.jpeg

А вот и Колпино, привокзальная площадь (точнее, вокзала там нет - обычная платформа):

0_9280c_fd3f2fa_XL.jpeg

40 минут в глубине промзоны мне хватило, чтобы здесь обрадоваться - "Наконец-то цивилизация!". Цветёт шиповник:

0_9280d_56996551_XL.jpeg

К вокзалу примыкает довольно мощный сталинский ансамбль, достойный областных центров - особенно вот этот дом с башней над Комсомольским каналом (который соединяет Ижору с Малой Ижоркой):

0_9280e_f8823a1f_XL.jpeg

0_9280f_f6ac4f01_XL.jpeg

0_92810_dcc209f7_XL.jpeg

Но сталинки образуют лишь фасад Колпина у железной дороги:

0_92812_a90840bc_XL.jpeg

0_92813_7c3f2833_XL.jpeg

По мере удаления от станции застройка делается всё уезднее и уезднее:

0_92814_db1c6a74_XL.jpeg

0_92811_2da2459c_XL.jpeg

0_92815_cc7882be_XL.jpeg

Хотя сохранилось немного - город был почти до основания разрушен войной.

0_92816_e384cc05_XL.jpeg

В десяти минутах ходьбы от вокзала начинается заводской пруд, за которым просматривается Троицкая церковь и многоэтажки, которые и составляют 9/10 Колпина:

0_92817_e9f41527_XXL.jpeg

Храм довольно интересный по архитектуре - сейчас жалею, что не подошёл к нему поближе. Он считается преемником заводского Троицкого собора (1758-1771), разрушенного в 1958 году:

800px-Kolpino_Troitskiy_sobor1914_04.JPG

За прудом - ДК Ижорского завода, то есть Ижорский КДЦ, и его размеры пропорциональны значению заводов:

0_92818_9fe3db7a_XXL.jpeg

На правом берегу - дореволюционный памятник с мемориальной плитой (1959) в честь Ижорского батальона ополченцев с заводов. Город так и не был захвачен фашистами, но постоянно подвергался жесточайшим обстрелам и бомбёжкам, а самым опасным местом была именно плотина - ведь завод стоял на одном берегу, и жилые районы на другом, и огонь был сосредоточен на единственном перешейке.

0_9281a_98b870ca_XXL.jpeg

0_928b2_f6c80947_orig.jpeg

По обе стороны - ограда из пушечных стволов (1837), а за оградой старые-старые цеха с куполами:

0_9281b_33a76992_XL.jpeg

Это площадка завода, построенного в 1803-04 годах Гаскойном и архитектором Василием Гесте, ныне "вершина" 5-километрового треугольника промзоны. Самые заметные цеха построены несколько позже - 1848-53 годах. Под куполом - газгольдер:

0_9281c_495d48dc_XL.jpeg

Под ротондой - сталепрокатный цех (1853). Их ближайший аналог - Северская домна в Полевском (Свердловская область), облик цехов первой половины 19 века, на заре паровых технологий, не спутать ни с чем.

0_9281d_f24ec453_XL.jpeg

А тут стоит сказать, что промышленная архитектура в силу своей утилитарности эволюционирует очень быстро, любое оборудование устраревает за 30-50 лет, и как результат - цехов начала 19 века в мире сохранилось раз в сто меньше, чем цехов начала 20 века, но раз в сто больше, чем цехов начала 18 века (ну и так далее). 150 лет для цеха - это примерно как 1000 лет для храма. Под этой ротондой лили металл ещё до отмены крепостного права:

0_9281e_ce092b7f_XXL.jpeg

Ещё одна круглая постройка - уже помоложе, 1873 года, но и это немало, ведь промышленный подъём в России был особенно интенсивным в 1890-е годы:

0_9281f_7b0b3010_XL.jpeg

Что на старой заводской площадке сейчас, я не знаю. Судя по всему - всякая всячина. А ведь вполне можно было бы сделать музей. По сути дела, это ни что иное, как исторический центр промзоны. Особенно удивительно то, что этот ансамбль пережил войну, в то время как город был разрушен на 9/10.

0_92820_ce4d82f8_XL.jpeg

Крыши старых цехов:

0_92822_a3632342_XL.jpeg

В целом, ансамбль тут один из самых цельных и старых в России, явно достойный музеефикации. Один список промышленных памятников архитектуры впечатляет: плотина с подпорной стеной (ΧVIII век, 1803—1805); канал водоотводный (прямолинейный) с мостом-плотиной № 3 (1807); мастерская модельная и гвоздильная (1818, 1829, 1869 и 1886); мастерская цепопробная (1827, 1835); ограда (1831—1835); корпус сталелитейный (1853, 1873); корпус цепных кузниц (1809—1813, 1830—1835); якорный завод (1803—1806, 1825—1829, 1853); заводы молотовой и плющильный (1804—1809, 1835, 1850-е); канал водоотводный (криволинейный) с мостом-плотиной № 2 (1803—1805); контора заводская (1804—1808, 1866—1877, 1901); бассейн с разводным мостом (1803—1805); газгольдер (1848—1853). Скорее всего, большая их часть снаружи не видна.

0_92821_b742b029_XL.jpeg

Вдоль всей площадки вытянуто заводоуправление (1803-05). Вообще, петербургские заводы отличаются очень капитальными административными корпусами (ведь таковым является даже Адмиралтейство - то самое, к которому Невский ведёт), и Колпино здесь - один из лучших примеров:

0_92823_41218c53_XL.jpeg

Над главным входом - часовая башня. Наверное, похожим образом выглядели фабрики Англии и Америки в эпоху Диккенса:

0_92824_953b0a84_XL.jpeg

Мимо заводоуправления проходит одна из главных городских улиц, отсюда можно уехать в Петербург (станции метро "Рыбацкое" и "Купчино", причём до них на маршрутке ехать дольше, чем на электричке до центра). Я же иду дальше:

0_92825_4c65c75b_XL.jpeg

Чуть поодаль - довольно скучная Вознесенская церковь (1897-1901):

0_92828_6efdb22a_XL.jpeg

Кирпичный дом на берегу пруда:

0_92827_e6619e5e_XL.jpeg

От церкви хорошо видна плотина, с которой и начались Ижорские заводы, а за ней ещё какие-то старые корпуса:

0_92826_e0af340a_XL.jpeg


Оригинал статьи : http://varandej.livejournal.com/402182.html